Версия сайта для слабовидящих
На главнуюКонтактыКарта сайта
Уважаемые пользователи! В связи с временными техническими трудностями прием заявок с сайта не работает, просим Вас обращаться в call-центр по телефону: 8 (831) 416-20-60.
Приносим свои извинения, мы делаем все возможное для восстановления работоспособности сайта.

Новости
Детской клиники
03.09.2021
Процедурный кабинет в сентябре будет работать по следующему графику.
13.08.2021
Уважаемые пациенты! 21 августа проводится празднование Дня города.
28.07.2021
График работы процедурного кабинета в августе.
В контакте Facebook Одноклассники Интаграмм
Сеть клиник «Персона» - член Ассоциации нижегородских частных медицинских центров

Готовность ребенка к обучению в школе

Главная / Детское здоровье: об отделении / Статьи / Готовность ребенка к обучению в школе

Д. Б. Кузов, детский психолог клиники "Персона"

По словам известного отечественного психолога Л.С. Выготского, готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу его первого полугодия.

В настоящее время обучение есть и в дошкольном возрасте, однако его характеризует исключительно интеллектуальный подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу: никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Как можно диагностировать готовность к школе?

Прежде всего, следует обратить внимание на возникновение произвольного поведения: как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли. Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности.

Проведите такой эксперимент. Дайте ребенку бессмысленное задание. Например, разложить большое количество спичек на маленькие кучки по 5-7 в каждой. Оставьте его как будто бы одного и осторожно понаблюдайте за ним. Ребенок, готовый к обучению, будет выполнять его, пока не разложит все спички по инструкции. Если проработав минут 10, ребенок начинает отвлекаться от задания: строит из спичек домики, переключается на другие занятия или вообще прекращает работать — следует задуматься о готовности обучаться. Также такая неспособность выполнить задание может говорить об имеющихся признаках «дефицита внимания», способного значительно осложнить обучение (читайте мою статью о гиперактивности и дефиците внимания). Умение выполнять требование взрослого говорит о способности ребенка к ученичеству.

Следующий симптом готовности — способность начать усвоение научных понятий. В основе этой способности лежит умение видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, и по этим параметрам сравнивать объекты между собой.

Вслед за известным психологом Ж. Пиаже проведите простой эксперимент. Налейте в две одинаковые прозрачные банки одинаковое количество окрашенной жидкости, например, любимого ребенком сока. Уже 4-6-летние дети признают, что количество жидкости в двух сосудах одинаково. После этого сок из одной банки перелейте в два высоких и узких стакана небольшого объема, тоже прозрачных. Попросите ребенка сравнить количество сока в стаканах и оставшейся банке. Если ребенок, видя более высокий уровень жидкости в узких стаканах, не признает равенства количества сока в банке и стаканах или говорит, что в стаканах больше, потому что их два, значит способность выделять отдельные параметры в объекте у него не сформирована. И ему нужна программа развития такой способности.

Еще один показатель готовности — преодоление эгоцентрических установок или децентрация. Это означает приобретение умения смотреть на мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, общества, науки. Данный показаель констатирует достижение нормативного уровня в развитии мышления. Задайте ребенку такую задачку: есть три брата: Миша, Петя и Слава. Сколько братьев у Миши, у Пети, у Славы? Предложите ребенку ответить с позиции каждого из детей.

Следующий компонент — мотивационный, возникновение желания учиться, быть учеником. Можно понаблюдать в играх «в школу» детей смешанного возраста, младших и старших дошкольников, старшие охотнее берут роль учеников, младшие — учителей.

Еще один важный момент. К концу первого полугодия обучения, когда в нормативном случае формируется готовность к обучению далее или в ненормативном проявляются признаки школьной дезадаптации (неуспеваемость, негативное отношение к школе, нежелание ее посещать, частые жалобы преподавателя на ребенка), важно правильно установить ее причины. Выдвигаемые некоторыми учителями подозрения на интеллектуальное снижение ребенка чаще всего неверны. При замере психологом уровня интеллекта у таких детей объективной и проверенной методикой обнаруживается нормативный или даже повышенный его уровень. Следовательно, причины дезадаптации нужно искать в другом.

Вступление в школьный период — очень важный шаг для ребенка и его родителей. От того, насколько легко и быстро Ваш малыш сможет адаптироваться к новым условиям, правилам, распорядкам, зависит очень многое: его желание учиться, способность хорошо усваивать материал, взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Специалисты детского отделения клиники «Персона» всегда рады ответить на все Ваши вопросы и помочь Вам подготовить ребенка к школе. Главное — Ваше желание, а все остальные проблемы возьмет на себя наш опытный детский психолог.


распечатать версия для печати

15.06.2021
Спешите воспользоваться нашим специальным предложением!
26.02.2021
Комплексное обследование в клинике Персона Детство по программе «Check-up ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКА (10-17лет)» позволяет выявить у ребенка зоны риска, вовремя предупредить развитие заболевания и, при необходимости, назначить необходимое лечение.
Все врачи из поликлиники детские сбежали сюда
У нас в семье трое детей и у всех были проблемы с носом. Всем троим помогла врач-оториноларинголог Года Яна Константиновна.
Центр акушерства
и гинекологии «ПЕРСОНА»
г. Нижний Новгород
ул. Б. Печерская, 26
тел. 8 (831) 416-20-80
График работы
Поликлинический центр
«ПЕРСОНА»
г. Нижний Новгород
ул. Б. Печерская, 26
тел. 8 (831) 416-20-80
График работы
Стоматологическая клиника
«ПЕРСОНА»
г. Нижний Новгород
ул. Б. Печерская, 26
тел. 8 (831) 416-20-90
График работы
Офтальмологическая клиника
«Прозрение»
г. Нижний Новгород,
ул. Б. Печёрская, 26
тел. 8 (831) 416-20-88
График работы
Заречный многопрофильный
медицинский центр «Персона»
г. Нижний Новгород,
пл. Комсомольская, 2
тел. 8 (831) 416-20-99
График работы
Центр врачебной косметологии
«ПЕРСОНА Beauty»
г. Нижний Новгород
ул. Б. Печерская, 26
тел. 8 (831) 416-20-70
тел. +7 (951) 902-03-51
График работы
Поликлинический центр «ПЕРСОНА»
на ул. Алексеевская, 26
г. Нижний Новгород
ул. Алексеевская, 26
тел. 8 (831) 422-30-65
График работы
Центр пластической
хирургии и эндоскопии «ПЕРСОНА»
г. Нижний Новгород
ул. Большая Печерская, д. 26
тел. 8 (831) 422-30-80
График работы
Детская клиника
«ПЕРСОНА Детство»
г. Нижний Новгород,
ул. Грузинская, 16
тел. 8 (831) 422-30-60
График работы
Гастроэнтeрологический центр
«ПЕРСОНА» на ул. Б. Печерская
г. Нижний Новгород
ул. Б. Печерская, 26
тел. 8 (831) 416-20-80
График работы
Соглашение об обработке персональных данных Политика конфиденциальности Политика обработки персональных данных
Любое копирование и использование материалов, размещенных на сайте, возможно лишь с согласия правообладателя. Нарушение авторских прав преследуется по закону. Информация, указанная на сайте, не является публичной офертой.
© 2009 Web Механика Создание, разработка, продвижение и поддержка сайтов
© 1994 - 2021 Сеть клиник «Персона» - гинекология, ведение беременности, прерывание беременности, педиатрия, стоматология, УЗИ, физиотерапия, прием анализов, мужское здоровье, офтальмология. Нижний Новгород
© 2009 Design by Marelyn