Связаться с клиникой
Телефон
8 (831) 422-30-60
Все контакты
Адрес клиники
Нижний Новгород,
ул. Грузинская, 16 (вход со двора)
Viber и WhatsApp
+7 951 90-18-938
Статьи

Гиперактивность и дефицит внимания у детей

24 июля 2021

О проблемах первоклассников и их родителей рассказывает психолог  Д. Б. Кузов

Очень часто на приеме я слышу:

«Мой ребенок очень активный, живой, подвижный, не может усидеть на одном месте, ерзает, вертится, все время в движении. Старается везде залезть, взять в руки предметы попадающие в поле его зрения, но быстро теряет к ним интерес, бросает, тянется к другим... Будто бы не слышит обращенной к нему речи, не реагирует на замечания взрослых. В играх не соблюдает правил, может неожиданно ударить другого ребенка или обозвать. Большинство занятий быстро наскучивают ему, за редким исключением, когда увлечется каким-либо делом, и его невозможно от этого дела оторвать без истерики. Плохо спит, его не уложишь. Не соблюдает дистанцию с чужими взрослыми, легко вступает в разговор, называет на „Ты“, чрезмерно болтлив... Мы к этому уже привыкли, но вот он пошел в школу, и начался настоящий кошмар.. Меня вызывают в школу и говорят о том, что мой ребенок парализует процесс обучения во всем классе. Может внезапно вскочить во время урока и начать бегать по классу или вовсе выбежать из него. Раскачивается на стуле, все время роняет что-то под парту и залезает под нее. Не выполняет вместе с другими ребятами заданий на уроке, а если и начинает выполнять, то через несколько минут отвлекается на посторонние дела, не слушает учителя, не реагирует на него и замечания, дерзит. Может ни за что ударить одноклассника, обозвать, выкрикнуть что-то во время урока. Класс реагирует на это, урок срывается... Учитель говорит мне, что мой ребенок ненормальный и его нужно лечить у психиатра. Что мне делать с моим ребенком? Что с ним будет дальше?»

С такой проблемой приходят к психологу родители первоклассников уже в октябре-ноябре, и число таких обращений с каждым годом растет. С чем мы имеем дело в таких случаях? Чаще всего, это проявление так называемого синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, сокращенно СДВГ. Это популярная сейчас в медико-пихологических кругах аббревиатура, так как диагностируется синдром у 21% школьников, по другим данным его признаки можно наблюдать у 43% учащихся. В основе нарушений при СДВГ лежит недостаточное функционирование некоторых отделов головного мозга. Лобного, отвечающего за контроль над поведением, и более глубокого отдела, отвечающего за общую активность мозга. Причиной этих нарушений в большинстве источников называются вредоносные факторы, повреждающие мозг плода во время беременности, когда он особо к ним чувствителен (например, тяжело, с патологиями протекающая беременность, стрессы во время нее, пребывание в экологически неблагоприятной обстановке, недостаточное по необходимым веществам питание матери и т.п.), во время родов (родовая травма, асфиксия плода, наркотизация мозга плода при кесареве сечении).

Нарушения поведения проявляются в виде двигательного возбуждения, импульсивности, дефицита внимания.

Двигательное возбуждение — ребенок все время в движении, не может усидеть на одном месте, может подолгу совершать бесцельные движения, бегать и прыгать не утомляясь, везде лезет, стремится все взять в руки, с трудом засыпает.

Импульсивность — действие опережает мысль, сначала ударил или закричал, только потом подумал.

Дефицит внимания — с трудом удерживает внимание на одном предмете, очень легко отвлекается, не обращает внимания на обращенную к нему речь, быстро теряет интерес к большинству занятий, быстро утомляется от умственной работы, не усваивает школьную программу.

Чем грозит такое нарушение поведения? Неспособность удерживать внимание на учебном задании сильно нарушает усвоение школьной программы. Приводит к педагогической запущенности в итоге. Формирует у ребенка чувство «хронической неуспешности», неумелости, неудачливости. Беспокойное поведение и импульсивность вызывают крайне негативную реакцию педагогов на такого ученика, чрезмерно придирчивое отношение, формируют роль «козла отпущения» в классе. Хуже того, такой ребенок со сложным, в том числе и в быту, поведением, неуспевающий в учебе, ругаемый преподавателями, начинает вызывать раздражение у самих родителей, называемое в психологии «эмоциональным отвержением». Такое отвержение, даже тщательно скрываемое мамой и папой, быстро замечается ребенком, приводя к ощущению ненужности и нежелательности в собственной семье. В совокупности все эти сложности ведут к возникновению состояния сильнейшего психологического неблагополучия. Куда пойдет такой ребенок за принятием себя таким, как есть, со своими недостатками и без морализаторского осуждения. К сожалению, очень часто в асоциальные, а то и полукриминальные компании с практикуемым там легким и бесцельным времяпрепровождением. По моим наблюдениям, в таких компаниях гиперактивный ребенок часто исполняет роль «шута», развлекающего своими выходками окружающих. Кроме того, дети с СДВГ относятся к группе повышенного риска ранней пробы алкоголя, токсических веществ, наркотиков, с возникновением быстрой и стойкой зависимости от них. Одурманивающие средства играют роль своего рода «позитивного эмоционального поглаживания», того, чего так недостает гиперактивному.

Один практический совет. Гиперактивный ребенок, не прошедший психокоррекцию, может удерживать произвольное внимание всего 3-5 минут!!! По истечению их голова «отключается», и никакими усилиями воли заставить себя продолжить умственную деятельность он просто не в состоянии!!! Ему необходима двигательная разрядка, масса движений в течение 10-15 минут. После этого мозг опять работоспособен. Помните это при помощи ребенку в приготовлении домашних заданий.

Как быть родителям? Вести ребенка к психологу, который разработает и будет помогать родителям проводить психокоррекцию дефицита внимания, гиперактивности, расторможенности, объяснит принципы развития и воспитания таких детей, методы повышения успеваемости и усиления мотивации к учению и позитивным досуговым деятельностям (спортивная, художественная, конструирование и многие другие).

Помните! Без психологической помощи практически невозможно вырастить ребенка с такими трудностями социально успешным, эмоционально благополучным, личностно развитым.


К сожалению, сайт
не работает на вашем
устройстве
Вы можете посетить сайт
с телефона или ПК
Можете позвонить нам по телефону:
8 (831) 422-30-60
Связаться онлайн:
img