По словам известного отечественного психолога Л.С. Выготского, готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу его первого полугодия.
В настоящее время обучение есть и в дошкольном возрасте, однако его характеризует исключительно интеллектуальный подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу: никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.
Как можно диагностировать готовность к школе?
Прежде всего, следует обратить внимание на возникновение произвольного поведения: как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли. Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности.
Проведите такой эксперимент. Дайте ребенку бессмысленное задание. Например, разложить большое количество спичек на маленькие кучки по 5-7 в каждой. Оставьте его как будто бы одного и осторожно понаблюдайте за ним. Ребенок, готовый к обучению, будет выполнять его, пока не разложит все спички по инструкции. Если проработав минут 10, ребенок начинает отвлекаться от задания: строит из спичек домики, переключается на другие занятия или вообще прекращает работать — следует задуматься о готовности обучаться. Также такая неспособность выполнить задание может говорить об имеющихся признаках «дефицита внимания», способного значительно осложнить обучение . Умение выполнять требование взрослого говорит о способности ребенка к ученичеству.
Следующий симптом готовности — способность начать усвоение научных понятий. В основе этой способности лежит умение видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, и по этим параметрам сравнивать объекты между собой.
Вслед за известным психологом Ж. Пиаже проведите простой эксперимент. Налейте в две одинаковые прозрачные банки равное количество окрашенной жидкости, например, любимого ребенком сока. Уже 4-6-летние дети признают, что количество жидкости в двух сосудах одинаково. После этого сок из одной банки перелейте в два высоких и узких стакана небольшого объема, тоже прозрачных. Попросите ребенка сравнить количество сока в стаканах и оставшейся банке. Если ребенок, видя более высокий уровень жидкости в узких стаканах, не признает равенства количества сока в банке и стаканах или говорит, что в стаканах больше, потому что их два, значит способность выделять отдельные параметры в объекте у него не сформирована. И ему нужна программа развития такой способности.
Еще один показатель готовности — преодоление эгоцентрических установок или децентрация. Это означает приобретение умения смотреть на мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, общества, науки. Данный показатель констатирует достижение нормативного уровня в развитии мышления. Задайте ребенку такую задачку: есть три брата: Миша, Петя и Слава. Сколько братьев у Миши, у Пети, у Славы? Предложите ребенку ответить с позиции каждого из детей.
Следующий компонент — мотивационный, возникновение желания учиться, быть учеником. Можно понаблюдать в играх «в школу» детей смешанного возраста, младших и старших дошкольников, старшие охотнее берут роль учеников, младшие — учителей.
Еще один важный момент. К концу первого полугодия обучения, когда в нормативном случае формируется готовность к обучению далее или в ненормативном проявляются признаки школьной дезадаптации (неуспеваемость, негативное отношение к школе, нежелание ее посещать, частые жалобы преподавателя на ребенка), важно правильно установить ее причины. Выдвигаемые некоторыми учителями подозрения на интеллектуальное снижение ребенка чаще всего неверны. При замере психологом уровня интеллекта у таких детей объективной и проверенной методикой обнаруживается нормативный или даже повышенный его уровень. Следовательно, причины дезадаптации нужно искать в другом.
Вступление в школьный период — очень важный шаг для ребенка и его родителей. От того, насколько легко и быстро Ваш малыш сможет адаптироваться к новым условиям, правилам, распорядкам, зависит очень многое: его желание учиться, способность хорошо усваивать материал, взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Специалисты детского отделения клиники «Персона» всегда рады ответить на все Ваши вопросы и помочь Вам подготовить ребенка к школе. Главное — Ваше желание, а все остальные проблемы возьмет на себя наш опытный детский психолог.
(Автор: психолог Кузов Д. Б. )