Под ней понимают, сложность или неспособность справиться с учебным процессом, трудность приспособиться к учителю и одноклассникам.
Школьная дезадаптация проявляется нежеланием идти в школу, нежеланием учиться, сниженным настроением, раздражительностью, плаксивостью у ребенка. Жалобами на нарушения поведения и сниженную способность к обучению ребенка у преподавателя.
Одной из психологических причин дезадаптации может быть несформированная готовность к обучению в школе. Готовность к обучению к 6 – 7 году формируется из нормативного прохождения ранних этапов развития ребенка. На первом году жизни закладывается основа нормальной эмоциональности ребенка, его доверие или недоверие к миру. Ключевая роль в этом принадлежит матери. Ее неуверенность в уходе за ребенком, тревожность, непоследовательность, занятость другими жизненными проблемами приводит к нарушению базовой основе эмоциональности. Облегчает возникновение тревог, страхов, неуверенности в себе на всех дальнейших этапах развития ребенка. Что особенно вероятно, при попадании в новые сложные ситуации, как начало обучения в школе. От первого до третьего года жизни ребенок с помощью родителей осваивает мир предметов и способов владения ими. Получая одобрение и поощрение от взрослых, при правильном их использовании, ребенок формирует у себя базовое чувство собственной умелости, которое поможет справиться с трудностями школьного обучения. С трех лет начинается период развития сюжетно-ролевой игры. Принимая на себя определенную роль и действуя в игре согласно ей, ребенок готовится к будущей для него роли ученика в школе.
Нарушения в эмоциональной сфере, неразвитое чувство собственной умелости, неумение принимать на себя роль ученика и действовать согласно ей, будут препятствиями к успешной адаптации в школе.